Программа элективного курса
«Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)»
Летняя школа-2023
Классы: 8
Учитель: Захарова Э.А., Елибаева А.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Решение задач с применением ТРИЗ» разработана в рамках естественно – научной профильной подготовки, предназначена для обучающихся 8-9 классов, общее количество учебных часов -10.
ТРИЗ показывает взаимосвязь между физикой и математикой, химией и биологией, роль аналитических приемов и методов при решении практических задач, способствует развитию логического, нестандартного мышления, учит выдвигать гипотезы, научно обосновывать их или опровергать.
Часто встречается ситуация, когда обучающиеся хорошо знают материал, но не умеют решать конкретные задачи.
Данный элективный курс позволит обучающимся овладеть обобщенными знаниями и умениями, последовательностью действий по составлению и решению задач, навыками решения, точностью выражения мысли, логикой мышления, умением делать обобщения и выводы.
Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают наивысшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение.
Цель курса – формирование культуры творческого мышления, выработка представлений о сути природных, технических явлений и их взаимосвязи, умение производить научные аргументированные рассуждения, обретение опыта в анализе жизненных ситуаций.
Задачи курса:
— сформировать у учащихся систематизированное представление о теории решения изобретательских задач;
— познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями изобретательской науки;
— научить учащихся применять теоретический аппарат при решении практических задач;
— развивать качества творческой личности.
Основные знания и умения учащихся
В результате изучения элективного курса “Теория решения изобретательских задач” учащиеся должны
знать:
— основные методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм, и его разновидности, приемы разрешений противоречий, системный подход в творчестве, личная аналогия;
— алгоритм решения изобретательских задач.
уметь:
— применять основные категории, понятия в практической деятельности для анализа конкретной задачи;
— составлять модели технической системы;
— применять информационный фонд для решения задач.
В данном элективном курсе рассмотрены разные типы задач, рассчитанные как на групповые, так и на индивидуальные формы работы. Полученные навыки решения задач необходимо обучающимся как для успешной сдачи экзаменов, так и при подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Содержание курса
Учебно-тематический план (10 часов).
1. Основные типы задач и правила их решения. Основные приемы решения задач по системе ТРИЗ. Решение задач по принципу «сделать наоборот» 2
2. Решение задач по принципу «сделать заранее» 2
3. Решение задач по принципу «посредника» 2
4. Решение задач по принципу «обратить вред в пользу» 2
5. Решение задач по принципу «дробления»
6. Заключительное занятие. «Креатив-бой» 2
Содержание программы
- Основные типы задач и правила их решения. Основные приемы решения задач по системе ТРИЗ. Решение задач по принципу «сделать наоборот». Рассматриваются текстовые, тестовые, логические, рисуночные и другие типы задач. Предлагается составить основные алгоритмы решения каждого из предложенного типов задач на конкретных примерах. Алгоритм решения изобретательских задач. Перенесение полученных знаний и умений в новую систему, выделение новых функциональных значений объекта, изучение структуры объекта и взаимосвязи его элементов, видение альтернативных вариантов решения проблемы, нахождение различных способов решения данной задачи. Изучение основных понятий ТРИЗ. 2 часа.
- Решение задач по принципу «сделать заранее». Занимательные задачи с содержанием жизненных ситуаций. 2 часа.
- Решение задач по принципу «посредника». Занимательные задачи с содержанием жизненных ситуаций. 2 часа
- Решение задач по принципу «обратить вред в пользу». Занимательные задачи с содержанием жизненных ситуаций. 2 часа.
- Решение задач по принципу «дробления». Занимательные задачи с содержанием жизненных ситуаций. 2 часа
- Заключительное занятие. «Креатив-бой». Игровое занятие с решением задач в командах. 2 часа
Список литературы.
1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000 г.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979 г.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: “Наука”, 1986 г.
4. Селюцкий А.Б., Слугин Г.И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск: Карелия, 1977 г.
5. Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980 г.
6. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988 г.
7. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990 г.